8(800)550-71-06

Кто контролирует управляющие компании жкх: перечень государственных органов, которые осуществляют проверку, и сферы их ответственности, общественный мониторинг(2018г)

Содержание

Контроль в сфере ЖКХ: общественный и государственный

Кто контролирует управляющие компании ЖКХ: перечень государственных органов, которые осуществляют проверку, и сферы их ответственности, общественный мониторинг

Государство 

Основной контроль работы УК осуществляют государственные и муниципальные надзорные органы.  

‒ Сфера ЖКХ с учётом её роли в повседневной жизни граждан всегда будет под пристальным вниманием государства в лице её надзорных органов и общественности в целом, ‒ прокомментировал Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов. 

 Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:

  • исследует питьевую воду на предмет химического, биологического и вирусологического загрязнения;
  • измеряет уровни шума и вибрации от тепловых узлов дома, лифта и вентиляции;
  • контролирует выполнение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
  • контролирует содержание контейнерных площадок и мусоропроводов. 

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и питьевой воде УК привлекают по статьям 6.4 и 6.5 КоАП РФ, штраф по которым составляет до 20 тысяч рублей и до 30 тысяч рублей соответственно. 

Роспотребнадзор привлекает также к административной ответственности УК за оказание услуг ненадлежащего качества по статье 14.

4 КоАП РФ (штраф – до 30 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 50 тысяч рублей), нарушение порядка ценообразования по статье 14.6 КоАП РФ.

При завышении тарифов УК выплачивает штраф в двукратном размере излишне полученной выручки, при занижении – штраф составит 100 тысяч рублей.

Государственная жилищная инспекция РФ и её территориальные органы ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда.

ГЖИ проводит инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов, даёт предписания об устранении выявленных нарушений.

При обнаружении нарушения жилищного законодательства ГЖИ даёт представление об аннулировании или приостановлении лицензии юридических лиц. 

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании письменного обращения ГЖИ в суд о нарушении УК лицензионных требований.

Письменное обращение в суд ГЖИ составляет по решению лицензионной комиссии.

Лицензионная комиссия опирается на статью 199 ЖК РФ: причиной обращения в суд об аннулировании лицензии выступает исключение МКД площадью от 15% общей площади МКД, находящихся в управлении УК.

Процедура аннулирования лицензии:

  1. ГЖИ в течение года от двух и более раз выдаёт УК предписание по устранению нарушений лицензионных требований.
  2. При неисполнении этих предписаний или исполнении их недолжным образом от двух и более раз суд назначает УК административное наказание.
  3. В этом случае ГЖИ вправе исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых УК нарушила лицензионные требования.
  4. Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об аннулировании лицензии, если из реестра ушло 15% от общей площади домов, находящихся в управлении УК.
  5. На основании решения лицензионной комиссии ГЖИ обращается в суд с требованием аннулировать лицензию УК. 

После аннулирования лицензии УК продолжает управлять МКД, пока собственники не выберут новую компанию.

Муниципальный жилищный контроль ведут региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ЖКХ проводят плановые и внеплановые проверки на соответствие деятельности УК нормам и требованиям муниципальных и федеральных нормативных актов. 

Основанием плановых проверок выступает истечение одного года:

  • с начала деятельности по управлению МКД;
  • с окончания проведения последней плановой проверки.

Внеплановые проверки инициируются поступлением в органы муниципального контроля информации от граждан, юридических лиц и органов власти о нарушениях:

  • при выборе УК;
  • порядка заключения с УК договора управления;
  • порядка содержания и ремонта общего имущества МКД;
  • обязательств УК, предусмотренных договором управления;
  • при использовании предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. 

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предупреждения проверяемой УК. 

По закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прозрачность деятельности органов надзора стала принципом защиты прав предпринимателей.

Для учёта проводимых государственными и муниципальными органами проверок создан «Единый реестр проверок».

Следует ожидать изменений в контрольно-надзорной деятельности органов власти, так как идёт реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», по которой к 2025 году планируется достичь снижения на 50% административной нагрузки на юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В рамках реализации программы реформы в 2017 году разработаны проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований, отменены устаревшие требования, актуальные требования размещены на сайтах ведомств и ограничено формирование новых требований: новые требования принимаются только после отмены двух устаревших (принцип 1 in 2 out). 

Общество

Своеобразным контролирующим органом можно назвать общественников, собственников квартир и нежилых помещений в многоэтажках. Напрямую они оштрафовать УК не могут, но вправе пожаловаться в вышеуказанные контролирующие органы и даже подать иск в суд.

К примеру, в июле 2017 года руководителя одной из УК в Калининградской области оштрафовали на 25 тысяч рублей за некачественное обслуживание дома после жалобы жильцов в прокуратуру, а в Липецке УК пришлось отказаться от обслуживания нового дома, так как жильцы угрожали подать на компанию в суд.

По мнению экспертов, появление общественного контроля носит двойственный характер: с одной стороны, Правительство предлагает участникам жилищных правоотношений регулировать с помощью договорных отношений вопросы управления МКД и оказания коммунальных услуг. Но, с другой стороны, законодательные органы не учли, что собственники не готовы обсуждать договоры управления общим имуществом МКД, не умеют или не хотят этого делать.

‒ В силу незнания жилищного законодательства, ‒ рассказывает Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов, ‒такие жильцы «вставляют палки в колеса» управляющим организациям, обращаясь например, сразу в Государственную жилищную инспекцию, прежде чем непосредственно предъявить претензию к своей управляющей организации. В итоге последняя платит штраф, хотя эти деньги могли быть направлены на урегулирование проблемы. Увы, жилищная инспекция не всегда разбирается в ситуации и порой выписывает необоснованные штрафы. 

Чтобы этого избежать, необходимо наладить отношения с активными жильцами. На преодоление проблемы необходимы время, эффективная информационно-просветительская работа, распространение центров юридических консультаций и освещение в СМИ положительных примеров управления жилыми домами. 

‒ Общественный контроль во взаимодействии с управляющими компаниями, РСО и ТСЖ играет двойную роль, ‒ считает эксперт.

‒ С одной стороны, нормами законодательства не установлена безусловная обязанность представителей таких организаций выполнять требования и предложения общественников, но своими настойчивыми действиями они стараются показать, что к ним следует прислушиваться и что с ними необходимо работать, в том числе путем привлечения внимания журналистов и надзорных органов к действиям недобросовестных УК, РСО и ТСЖ. С другой стороны, общественники ведут активную информационно-просветительская работу, оказывают бесплатную консультационно-правовую помощь населению и систематически освещают в средствах массовой информации положения действующего законодательства в сфере ЖКХ, что, в конечном итоге, должно привести к повышению правовой грамотности собственников, а также указать им не только на наличие у них прав, но и обязанностей, что зачастую ими игнорируется. При равной конкурентной среде и добросовестности управляющих организаций, РСО и ТСЖ, общественный контроль не оказывает негативного влияния, а, наоборот, содействует их деятельности.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/zkh-kontrol

Кто и как контролирует деятельность управляющей компании в сфере ЖКХ?

Контроль и проверка деятельности управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ может осуществляться как на федеральном уровне, так и органом местного самоуправления. Некоторые меры могут предпринимать сами жители многоквартирных домов, которые обслуживают эти УК.

В статье мы расскажем, кто и как именно контролирует работу управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства. Также вы узнаете, как можно проверить, есть ли лицензия на осуществление деятельности у конкретной УК.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Контролирующие органы

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет одновременно несколько организаций.

В их число входит прокуратура, которая осуществляет надзор за тем, чтобы соблюдались требования закона всеми структурами органов государства.

Дальше идут структуры, которые ведут контроль и надзор за состоянием жилья и качеством предоставления услуг. Этими организациями являются Роспотребнадзор и Госжилнадзор.

Рассмотрим подробно, как поверяют деятельность управляющей компании уполномоченные организации.

На местном уровне

Часто между собственниками и управляющей компанией возникают конфликты и спорные ситуации. Бывает, что жильцы просто придираются к обслуживающей организации по пустякам. Но, в основном, их жалобы и претензии являются правомерными, и, к сожалению, УК на это не реагирует и не выполняет никаких действий для устранения нарушений.

В такой ситуации жителям ничего не остаётся делать, как требовать проверку управляющей компании ЖКХ органами местного самоуправления. Стоит уточнить, что проверки осуществляются на двух уровнях. К уровню №1 относятся местные организации, которые должны выявить нарушения УК и смогут обеспечить добросовестное исполнение всех её обязательств.

Важно! Если местным организациям не удастся справиться с проблемой и оказать влияние на УК, то разбираться в таком случае будут вышестоящие организации, которые впоследствие могут прекратить деятельность УК.

Если жители, подавая несколько раз жалобы непосредственно в саму управляющую организацию, ничего не добились, а их требования были проигнорированы, то следующим шагом будет обращение в соответствующие инстанции. Данный этап в сложившейся ситуации предполагает обращение в жилищную инспекцию (ЖИ).

Представители жилищной инспекции анализируют работу УК за определённые отрезки времени, а также проверяют соответствие деятельности уставу компании.

У жилищной инспекции есть полномочия на организацию и проведение проверок управляющих компаний. Поэтому, по просьбам жильцов ЖИ может вмешаться в работу УК и провести проверку.

В основном в ЖИ обращаются с лёгкими претензиями о невыполнении банальных действий, которые должна осуществлять управляющая организация.

Однако не только жилищная инспекция осуществляет контроль за деятельностью УК. Если речь идёт о серьёзных преступлениях, которые совершали или совершают работники управляющей компании, то здесь должен разбираться абсолютно другой орган. Этим органом является прокуратура РФ, в обязанности которой входит борьба с правонарушениями и восстановление прав граждан.

Если речь идёт о мошенничестве, воровстве средств, утаивании расходов, нецелевом использовании материальных благ, поступивших из бюджета, или иных незаконных действиях, то необходимо обращаться в прокуратуру.

У органов прокуратуры есть также полномочия на представление интересов граждан в суде. Также перед тем, как приступить к своей основной деятельности, каждая УК проходит процедуру регистрации в районной администрации.

Поэтому при нарушениях собственники имеют возможность обратиться за помощью и туда. Только районная администрация не имеет полномочий на проведение проверок. Однако она может отозвать лицензию и полностью прекратить деятельность УК.

Таким образом, при возникновении проблем и конфликтов с УК у собственников существует много вариантов для изложения претензий, жалоб и просьб. Часто некоторые управляющие компании не считают нужным реагировать на предупреждения о закрытии и т. д.

Они считают, что угроза, связанная с приостановкой деятельности, это лишь пустые слова. В связи с этим не спешат устранять свои нарушения. В таких ситуациях разбираться необходимо в других инстанциях на региональном уровне.

На региональном уровне

Итак, на региональном уровне контролирует работу УК Госжилнадзор, который проверяет наличие нарушений, связанных с:

  1. Использованием и содержанием жилого объекта.
  2. м общедомового имущества.
  3. Переводом нежилых помещений в жилые.
  4. Признанием дома аварийным, под снос, а также соответствия этих признаний законодательным актам РФ.
  5. Учётом жилья.
  6. Управлением домами.
  7. Проведением перепланировок и переустройств.
  8. Установлением платы и её размером за обслуживание и ремонт.
  9. Предоставлением услуг по ремонту и содержанию.
  10. Определением общего имущества собственников квартир в доме.
  11. Раскрытием информации УК.
  12. Коммунальными услугами.
  13. Оплатой за ЖКУ.
  14. Соблюдением требований по сохранности жилья.
  15. Составлением, заключением соглашений по поставке услуг (ремонт, обслуживание).
  16. Установлением счётчиков и энергосбережения.
  17. Формированием фондов на ремонт и расходованием средств.
  18. Выполнением лицензированных требований.

Надзор и контроль представители Госжилнадзора осуществляют путём проведения проверок, которые могут быть документальными, а также выездного характера. В основном при выявлении каких-либо нарушений проводят сразу две проверки. Сначала организуют документальную проверку, затем выезжают на место.

Чётко регламентируют работу Госжилнадзора:

  1. статья 196 ЖК РФ;
  2. ПП №493 от 11.06.13 года;

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/upravlenie-mkd/uk/kto-i-kak-kontroliruet.html

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем.

На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно.

Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их.

Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне.

Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании.

Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Жильцы в виде контролирующего органа

Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация.

В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос.

В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

Аудиторские проверки

Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее — обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом способны помочь, когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

Источник: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/kontroliruyushhie-organy-zhkh

Что дает общественный жилищный контроль жильцам? | Вопросы ЖКХ

Что дает общественный жилищный контроль жильцам? | Вопросы ЖКХ

В 2014 году были приняты ряд законов, определяющих проведение общественного контроля, в том числе и жилищного. А что дает общественный жилищный контроль простым жильцам, то есть нам с Вами?

Основными документами, определяющими порядок осуществления общественного жилищного контроля, являются Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Рассмотрим кратко, какие возможности эти законы предоставляют для жильцов многоквартирных домов.

Субъекты общественного жилищного контроля

Субъекты общественного жилищного контроля – это те, кто может осуществлять такой контроль.

Контроль могут осуществлять многие органы, на создание которых мы реально никак не влияем. Прежде всего, это (ст.

9 ФЗ-212) общественные палаты РФ, регионов, городов, районов и сел (муниципалитетов), общественные советы при федеральных и региональных органах власти.

Кроме того, к ним относятся различные общественные наблюдательные комиссии, инспекции, группы общественного контроля и (важно!) иные организационные структуры общественного контроля.

К последней группе субъектов контроля в соответствии с п.8 ст. 20 ФЗ-200 можно отнести Советы многоквартирных домов и других заинтересованных лиц.

Что такое Совет МКД понятно, его права раскрыты в статье 161.1. Жилищного кодекса РФ.

Кто такие «другие заинтересованные лица» нигде не раскрыто, поэтому к ним мы смело можем отнести любых лиц или организованные группы лиц, созданные жильцами для осуществления контроля. Тем более что статья  1 ФЗ-212 говорит нам, что (ст.2)

Субъекты общественного контроля могут создавать ассоциации и союзы, например, Ассоциацию Советов МКД города, и проводить совместные мероприятия контроля.

Однако граждане, общественные объединения и некоммерческие организации участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в порядке, определенном ФЗ-212 и другими федеральными законами (ст. 3,4).

Права субъектов общественного жилищного контроля

Что же могут делать субъекты общественного жилищного контроля при его осуществлении в соответствии с законом?

Совет МКД и другие заинтересованные лица имеют право:

  1. Осуществлять контроль в тех формах, которые определены ФЗ-212.
  2. Организовывать мероприятия по общественному жилищному контролю и участвовать в них (что за мероприятия – не понятно; скорее всего, здесь дублируется пункт 1).
  3. Запрашивать у любого органа власти любого уровня и любой организации ЖКХ информацию в рамках осуществления жилищного контроля, кроме той, что является ограниченной законами (персональные данные, государственная тайна и т.п.).
  4. Посещать соответствующие органы власти и организации ЖКХ в соответствии с их административными регламентами и распорядком работы.
  5. Подготавливать и направлять в органы власти, организации ЖКХ, средства массовой информации документы по итогам осуществления жилищного контроля.
  6. В случаях нарушения прав и свобод граждан, интересов общественных и некоммерческих организаций направлять соответствующие материалы в органы прокуратуры и различным уполномоченным по правам человека.
  7. Обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, общественных и некоммерческих организаций.
  8. Пользоваться другими правами в соответствии с законодательством РФ.

Общественный жилищный контроль осуществляется во взаимодействии с Госжилинспекциями и органами муниципального жилищного контроля, которые обязаны рассматривать направленные им документы по итогам контроля, давать по ним обоснованные ответы в срок не более 30 дней, а в особых случаях – незамедлительно, учитывать предложения и выводы субъектов общественного контроля и принимать меры по защите прав граждан. Эта информация должна размещаться на сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Формы общественного контроля

Основными формами общественного контроля в соответствии с ФЗ-212 являются:

  1. Общественный мониторинг – наблюдение за деятельностью организаций ЖКХ, органов власти и местного самоуправления.

Закон почему-то относит проведение общественного мониторинга к компетенции только общественных объединений (палат, советов, комиссий, инспекций и т.п.) и некоммерческих организаций. Хотя, по-моему, без него невозможно провести все остальные формы контроля.

  1. Общественная проверка – действия по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств по деятельности в области ЖКХ. Инициировать общественную проверку может любой субъект контроля, а значит и Совет МКД и любые «заинтересованные лица».

Проводят проверку общественные инспекторы. Однако по поводу прав  общественного жилищного инспектора в законодательстве имеется нестыковка: ФЗ-212 указывает, что их права устанавливаются жилищным законодательством, а в  п.

5 ст. 20 Жилищного кодекса прописаны права только государственных и муниципальных жилищных инспекторов. Про общественный контроль сказано только то, что он проводится «в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Так как этот вопрос не урегулирован законодательством, то в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ права общественного жилищного инспектора можно считать аналогичными с правами государственных и муниципальных жилищных инспекторов:

Таким образом, общественные жилищные инспекторы имеют право:

Организатор общественной проверки должен довести до руководителя проверяемого органа, организации информацию о факте проверки, порядке и сроках ее проведения (длительность проверки не может превышать 30 дней), порядке определения результатов проверки. При подготовке проверки в проверяемую организацию, орган может быть направлен запрос о предоставлении необходимых для проверки документов и материалов.

По итогам общественной проверки составляется акт (итоговый документ), в котором отражаются:

– основания для проведения проверки;

– перечень документов и материалов, которые изучались во время проверки;

– установленные документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушений или запись об их отсутствии;

– выводы о результатах проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Итоговый документ (акт) вручается руководителю проверяемой организации (органа), размещается в сети «Интернет», направляется другим заинтересованным лицам (органам власти, местного самоуправления, Госжилинспекцию, прокуратуру и т.п.).

  1. Общественная экспертиза – это анализ и проверка на соответствие требованиям законодательства документов и проектов документов по вопросам ЖКХ органов власти, местного самоуправления, организаций ЖКХ и т.п., а также проверка соблюдения законных прав граждан, общественных и некоммерческих организаций в области ЖКХ.

По закону общественную экспертизу может любой субъект общественного контроля, однако она требует привлечения в качестве экспертов специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в проверяемых отраслях знаний. Поэтому для Совета МКД проведение общественной экспертизы может оказаться проблематичным.

Общественная экспертиза должна быть проведена в срок не более ста двадцати дней со дня объявления о ее проведении.

По ее итогам составляется итоговый документ, содержащий обоснованные выводы экспертов, оценку последствий принятия материалов или документов, по которым проводилась экспертиза, и предложения по их совершенствованию.

Итоговый документ направляется в заинтересованные органы власти и организации, а также обнародуется, в том числе в сети «Интернет».

  1. Общественное обсуждение – публичное и открытое обсуждение общественно значимых вопросов ЖКХ, проектов решений органов власти и управления, организаций ЖКХ. В нем обязаны принимать участие представители указанных органов и организаций, а также граждане и общественные объединения, интересы которых затрагиваются. Обсуждение может быть организовано в средствах массовой информации или сети «Интернет» любым субъектом общественного контроля.

Организатор обсуждения обязан:

заранее обнародовать информацию о вопросе, выносимом на обсуждение, сроках, порядке проведении обсуждения и определения его результатов;

обеспечить свободный доступ всех участников к имеющимся у него материалам, касающимся вопроса, выносимого на обсуждение.

  1. Общественные (публичные) слушания – собрание граждан, которое организует субъект общественного контроля или органы и местного самоуправления, организации ЖКХ и т.п., для обсуждения вопросов ЖКХ, имеющих особую общественную значимость. Обычно проводятся подвластными субъектами общественного контроля (общественными палатами и т.п.) в случаях, определенных законодательством.

Они должны проводиться открыто и публично в приспособленных для размещения всех заинтересованных лиц помещениях.

Организация слушаний, подведения и обнародования их итогов аналогична организации общественного обсуждения.

Таким образом, наиболее приемлемыми и осуществимыми для простых жильцов  формами общественного жилищного контроля являются общественная проверка и общественное обсуждение.

Кому нужны результаты общественного контроля

И вот Совет дома провел общественную проверку, составил итоговый документ (акт). А нужен ли кому-нибудь этот акт, кроме самого Совета дома и жильцов? Возможно, что никому и не нужен.

Статья 6 ФЗ-212 определяет принципы общественного контроля. И там, в п. 7 указано, что органы власти. Местного самоуправления, организации ЖКХ и т.п.

обязаны рассматривать и рекомендации результаты общественного  контроля, но вот учитывать их должны только в случаях, предусмотренных законодательством.

Однако законодательных актов, которые устанавливают такие случаи, пока не принято и может быть не принято никогда.

Можно попробовать обратится в суд или прокуратуру, но те будут рассматривать результаты общественного контроля на общих основаниях.

Ответственность за нарушения законодательства об  общественном контроле

Глава 4 ФЗ-212 устанавливает, что лица, нарушающие законодательство об  общественном контроле, должны привлекаться к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Однако реально ни одним законом или другим законодательным актом такая ответственность в отношении общественного жилищного контроля (как и другого, кроме контроля в местах лишения свободы) не установлена.

Поэтому эта ответственность носит чисто декларативный характер.

Вывод

Законодательство об общественном жилищном (и другом) контроле окончательно не проработано, носит декларативный характер. Поэтому на вопрос «что дает общественный жилищный контроль жильцам» можно ответить: практически ничего, кроме возможности замучить свои управляющие компании общественными проверками, обсуждениями и кипами документов.

Изучайте ЖКХ! Скачайте бесплатно документы по ЖКХ!

Нужные документы смотрите ЗДЕСЬ

Источник: http://voprosygkh.ru/gragdane-i-gkh/chto-daet-obshhestvennyj-zhilishhnyj-kontrol-zhiltsam

Что под контролем ГЖИ?

Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ .

Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.

Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах главный государственный жилищный инспектор РФ.

Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:

• как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях; • как обстоят дела с техническим состоянием домов, общим имуществом собственников в многоквартирном доме и инженерным оборудованием; • своевременно ли выполняются работы по содержанию и ремонту домов; • обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; • соответствует ли нормам санитарное состояние помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; • как дом готовится к зиме или к лету; • насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы и вода; • как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.); • как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; • как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые; • имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями; • как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; • как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;

• имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.

Интересно знать

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

• проводить инспекционные обследования и проверки объектов; • давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; • выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

• привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.

Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то Государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.

Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.

Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.

Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.

Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).

Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.

Не все вопросы жилинспекция может решить своим росчерком пера. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:

• о ликвидации ТСЖ; • о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений;

• о признании договора управления многоквартирным домом недействительным.

Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся составы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать к ответственности недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице ниже.

Правонарушения, по которым Государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ :

Статья 7.21. ч. 1. Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению. Размер штрафа 1 000–1 500 руб.

Статья 7.21. ч. 2. Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах. Размер штрафа 2 000–2 500 руб.

Статья 7.22.

Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Размер штрафа: Должностные лица: 4 000–5 000 руб.,

Юридические лица: 40 000–50 000 руб.

Статья 7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Размер штрафа: Должностные лица: 500–1 000 руб.

Юридические лица: 5 000–10 000 руб.

Статья 7.23.2. Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации, осуществляющей управление домом, или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение порядка и сроков передачи указанных документов.

Размер штрафа Граждане: 2 000–5000 руб. Должностные лица: 30 000–40 000 руб.

Юридические лица: 150 000–200 000 руб.

Статья 7.23.3. ч. 1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Размер штрафа Должностные лица: 50 000–100 000 руб.

Юридические лица: 150 000–200 000 руб.

Статья 7.23.3. ч. 2. Действия, указанные в ч. 1 ст. 7.23.3, совершенные в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

Размер штрафа Должностные лица: 100 000–200 000 руб.

Юридические лица: 150 000–500 00 0 руб.

Статья 9.16. ч. 4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества.

Размер штрафа Должностные лица: 5 000–10 000 руб. Индивидуальные предприниматели: 10 000–15 000 руб.

Юридические лица: 20 000–30 000 руб.

Статья 19.4.1. ч.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Размер штрафа Граждане: 500–1 000 руб. Должностные лица: 2 000–4 000 руб.

Юридические лица: 5 000–10 000 руб.

Статья 19.4.1. ч.2. Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки.

Размер штрафа Должностные лица: 5 000–10 000 руб.

Юридические лица: 20 000–50 000 руб.

Статья 19.5. ч. 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Размер штрафа Граждане: 300–500 руб. Должностные лица: 1 000–2 000 руб.

Юридические лица: 10 000–20 000 руб.

Статья 19.7.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Размер штрафа Граждане: 100–300 руб. Должностные лица: 300–500 руб.

Юридические лица: 3 000–5 000 руб.

Источник: https://zhkh.astrobl.ru/press-release/chto-pod-kontrolem-gzhi

Кто контролирует жилищную инспекцию

Кто контролирует деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ и как проверить УК?

Контролируют УК так же и органы самоуправления. Теперь подробнее о том, что именно проверяют контролеры. Региональный уровень На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией.

В ее ведении находится контроль над тем, как: используется жилье; как оно содержится; как содержится общедомовое имущество; как переводятся нежилые помещения в жилые и наоборот; как жилье признается негодным для проживания, аварийным, под снос, реконструкцию, соответствие подобных признаний действующему законодательству; как ведется учет жилья; как проводятся перепланировки и переустройства; как определяется общее имущество владельцев жилья в доме, его состав и содержание; как управляется дом или дома; как предоставляются услуги по ремонту и содержанию, соответствуют ли они требованиям закона; как устанавливается плата за обслуживание (ремонт и содержание), ее размер; как раскрывается информация УК, соответствует ли она установленным стандартам; как предоставляются коммунальные услуги; как определяется их величина и устанавливается плата за них; как устанавливается энергоэффективность, приборы учета, как они эксплуатируются, как учитываются ресурсы; как составляются, заключаются и выполняются договора на предоставление услуг, обслуживание, ремонт и т.

Кто контролирует деятельность управляющих компаний?

Кто контролирует начисления, производимые управляющими компаниями и что делать и куда обращаться, если мы не согласны с данными начислениями?

номер вопроса №2517583 прочитан 3489 раз Ответы юристов 9111.ruРоссия, г. Новосибирск | отзывов: 92364 | ответов: 275978 тарифы на содержание и текущий ремонт жилья устанавливают жильцы на общем собрании собственников.

Государственная жилищная инспекция

задача ГЖИ – контролировать соблюдение и обеспечение законных интересов, прав граждан и государства в процессе предоставления населению коммунальных и жилищных услуг, которые должны отвечать требованиям стандартов качества. Эта инспекция также следит за использованием и сохранностью жилищного фонда .
В систему органов государственной жилищной инспекции входят государственная жилищная инспекция и ее органы в субъектах Российской Федерации.

Государственная жилищная инспекция, понятно, соотносит свою деятельность с законодательными актами РФ и контрольные функции имеет право осуществлять лишь прописанными в нормативных актах способами и формами.

В число основных функций, выполняемых главной государственной инспекцией входят: организация и координация работы ГЖИ по контролю за правильным использованием, ремонтом и содержанием жилищного фонда; анализ отчетных, статистических данных, результатов проверок и других материалов; подготовка на их основе предложений по контролю и совершенствованию эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, по стимулированию участия жильцов в управлении жилищным фондом, по содержанию и ремонту жилфонда и по его сохранности и улучшению использования.

Что контролирует государственная жилищная инспекция?

Государственная жилищная инспекция контролирует: использование домов и придомовых территорий; техническое состояние и инженерное оборудование жилищного фонда, своевременное выполнение работ по его ремонту и содержанию; обоснованность установленных нормативов по потреблению жилищно-коммунальных услуг; санитарное состояние жилфонда, работы по подготовке к сезонной эксплуатации; рациональное использование воды и топливно-энергетических ресурсов; соблюдение режима и нормативного уровня обеспечения жильцов коммунальными услугами (газоснабжением, водо- электроснабжением, отоплением и т.д.). Государственная жилищная инспекция также держит под контролем: соблюдение правил, порядка признания помещений, жилых домов непригодными для проживания и перевода их в нежилые; наличие договоров и соблюдение их условий между собственниками муниципальных и государственных жилых объектов, потребителя и производителями услуг; выполнение заявок населения по жилищно-коммунальным услугам и наличие в жилых домах приборов контроля, регулирования и учета водо- и энергоресурсов.

Права и обязанности ГЖИПредставители государственной жилищной инспекции вправе принимать участие в работе комиссии по приемке жилых домов после реконструкции или капитального ремонта.

Согласно закону все юридические лица — управляющие компании и индивидуальные предприниматели — после государственной регистрации и постановки на налоговый учет обязаны уведомить органы власти, то есть государственную жилищную инспекцию о начале осуществления своей деятельности.

Источник: http://munh.ru/kto-kontroliruet-zhilisznuju-inspekciju-96699/

Закон об управляющих компаниях и ТСЖ | Разумная Недвижимость

Задайте вопрос эксперту

Задать вопрос Все вопросыУправление домомНовости и статьиНазадСтатья. 27.11.2014 Версия для печати

Обязанности управляющих компаний и ТСЖ подробно расписаны в различных законодательных актах.

А регулировать проделанную работу по управлению многоквартирным домом могут сами жильцы.

О том, какие именно законы определяют деятельность управляющих компаний, рассказал генеральный директор Юридического центра «Партнеръ» Павел Крюков.

— Управляющие компании и ТСЖ должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решать вопросы пользования этим имуществом, а также предоставлять коммунальные услуги жильцам дома.

Именно поэтому законодательство РФ содержит целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность управляющих компаний и ТСЖ.

Так, Гражданский кодекс содержит базовые нормы права, которые определяют содержание всех других актов гражданского законодательства.

Жилищный кодекс РФ регулирует отношения, связанные с использованием жилых помещений, общим имуществом собственников, правами граждан в жилищной сфере, а также управлением многоквартирными домами. В нем заложены основы деятельности управляющих компаний. А летом 2014 года в него внесены поправки, касающиеся лицензирования деятельности УК.

Градостроительный кодекс РФ определяет нормы, регулирующие эксплуатацию зданий и сооружений. Кодекс об административных правонарушениях содержит положения об ответственности УК за нарушение действующего законодательства РФ в сфере управления домами.

Закон «О защите прав потребителей» закрепляет обязанности управляющей компании как юридического лица, оказывающего услуги потребителям.

Помимо этого деятельность управляющих компаний регулирует ряд постановлений правительства.

Среди них постановления «О предоставлении коммунальных услуг», «Об утверждении стандарта раскрытия информации», «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил измерения размера платы за содержание и ремонт».

— Согласно закону под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора.

Таким образом, управляющей компанией может стать практически любой предприниматель или организация, готовые выполнять обязанности по управлению многоквартирным домом.

Вопросы, связанные с учреждением, регистрацией и деятельностью УК и ТСЖ регулируют Гражданский кодекс РФ, а также некоторые положения жилищного кодекса.

Важно отметить, что летом 2014 года в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым деятельность УК с 1 мая 2015 года подлежит обязательному лицензированию. Лицензии будут выдаваться органами государственного жилищного надзора.

— После того как закон вступит в силу, для получения лицензии юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны будут обеспечить выполнение нескольких лицензионных требований.

В их числе: регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя только на территории РФ; наличие квалификационного аттестата у руководителя УК; отсутствие у руководителя управляющей организации неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие сведений об УК в реестре аннулированных лицензий (в том числе в сводном федеральном реестре лицензий), неприменение к руководителю УК административного наказания в виде дисквалификации; соблюдение УК и ТСЖ требований к раскрытию информации.

— Об ответственности управляющих компаний говорится в Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, УК несут гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков, жильцам в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей. И конечно, в случае совершения должностных преступлений сотрудников УК и ТСЖ можно привлечь к уголовно-правовой ответственности.

— В первую очередь работу УК контролируют жильцы дома. Закон о ТСЖ и УК провозглашает, что собственники вправе получать от ответственных лиц информацию о перечне, объемах и периодичности оказанных услуг и выполнения работ. Проверять качество выполненных работ и требовать устранения выявленных дефектов.

Что касается контролирующих организаций, то здесь можно назвать государственную жилищную инспекцию, администрацию города, общественные объединения и некоммерческие организации.

Однако, на мой взгляд, деятельность перечисленных организаций является недостаточно эффективной, поскольку количество жалоб на УК со стороны собственников и пользователей жилых помещений только увеличивается.

Возможно, ситуация изменится с введением обязательного лицензирования. Предполагается, что поправки в закон о ТСЖ и УК внесут порядок в сферу управления жилищем и помогут очистить рынок от недобросовестных игроков.

Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Источник: http://razned.ru/management-house/article/the-law-on-management-companies-and-hoa/

Законодательство о деятельности управляющих компаний

Управляющие компании представляют собой юридические лица, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Они открываются с нуля или на базу уже существующих организаций.

Для осуществления деятельности требуется:

  • собрать необходимые документы;
  • зарегистрироваться;
  • получить лицензию и т.д.

Выделяют несколько видов управляющих компаний, но закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ в 2017 году.

Права и обязанности

Обязанности управляющей компании включают в себя, прежде всего, содержание и ремонт общего имущества.

К дополнительным обязательствам относятся:

  • иные ремонтно-эксплуатационные работы;
  • организационная деятельность.

Управляющие организации обладают правом на получение денежных средств в качестве оплаты деятельности.

Вопрос об управляющих компаниях, их лицензировании и осуществлении деятельности подробно регламентируется законодательной базой.

  1. Важнейшим нормативно-правовым документом является ЖК РФ. На его основе могут создаваться постановления, указы и инструкции, но они не должны вступать с ним в противоречие.
  2. Постановление Правительства №491 от 2006 года.
  3. Постановление правительства № 354 от 2011 года.
  4. Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ

Нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность управляющих компаний, является ЖК РФ.

В 2011 году путем принятия ФЗ в этот закон были внесены изменения, на основании которых:

  • ликвидируются ЖЭК, находящиеся на государственном управлении;
  • учреждаются управляющие компании и товарищества, осуществляющие деятельность на коммерческой основе.

Закон управляющих компаний в сфере ЖКХ порядок выбора управляющей организации и условия её деятельности. Все эти вопросы обсуждаются на общем собрании.

Если мнение разделяется, то проводится ание. Выбор устанавливается при количестве 50% + 1.

Открытый конкурс управляющих компаний – мероприятие, порядок организации которого устанавливается исполнительными органами субъекта РФ.

Вводящий штрафы

Закон, вводящий штрафы на УК – КОАП РФ. В соответствии с этим документом при несоблюдении обязательств, установленных договором, нарушении санитарно-эпидемиологического состояния подъездов и т.д. на управляющую компанию налагается материальная ответственность.

Размер штрафов берет начало от 10000 руб. на юридические лица и может достигать 100000 руб. и более.

Невыполнение обязательств может сопровождаться не только штрафными санкциями, но и такими мерами, как отстранение от работы и прекращение действия лицензии.

О лицензировании

В соответствии с законом о лицензировании регулирование процесса получения лицензии происходит инспекцией по жилищным делам. Она самостоятельно проверяет всю поданную документацию, после чего передает её на рассмотрение лицензионным комиссиям.

Её задачи – выявление и предотвращение нарушений УК.

К лицензионным требованиям относится:

  • отсутствие судимостей за преступную деятельность (в том числе, в экономической области);
  • соблюдение требований к раскрытию сведений о деятельности;
  • наличие квалификационного аттестата и т.д.

Чтобы компания получила допуск к лицензии, руководитель сдает экзамен. Перечень вопросов и порядок определения результатов устанавливается постановлением Правительства РФ.

К компании предъявляются дополнительные лицензионные требования:

  • заявление, оформленное в соответствии с установленной формой;
  • регистрация заявителя в РФ;
  • наличие помещений для проведения деятельности, а также оборудования;
  • присутствие учредительной документации;
  • руководство должно обладать квалификационным аттестатом.

ЖК РФ устанавливает ряд положений, в соответствии с которыми лицензия аннулируется:

  • сокращается число многоквартирных строений более чем на 15% от числа за год, указанного в приложении к лицензии;
  • нарушаются лицензионные требования, установленные ЖК РФ.

Важно, что не все УК должны заниматься получением лицензии.

От этой процедуры освобождаются:

  • компании, созданные владельцами квартир;
  • ЖК или потребительные кооперативы, учрежденные в пределах одного многоквартирного дома.

О раскрытии информации

Управляющие компании, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, обязуются предоставлять собственникам квартир отчеты о проделанной работе.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ УК должна обеспечить для каждого владельца жилой площади доступность любых сведений о работе.

Следовательно, собственники имеют право требовать у УК отчета о проделанной работе.

Регламентирующий деятельность

В соответствии с законодательными нормами ЖК РФ, управляющая компания является организацией, проводящей управление домами в соответствии с соглашением владельцев помещений.

Договор имеет возмездный характер, поскольку оба участника сложившихся правоотношений имеют права и обязанности.

Договор имеет несколько особенностей:

  • заключается в письменной форме;
  • включает в себя перечень прав и обязательств каждой стороны (устанавливаются по взаимному соглашению, но не должны вступать в противоречие с действующим законодательством);
  • вступает в силу только после подписи обеих сторон.

Об ответственности

Законом об ответственности управляющих компаний предусматривается их главная обязанность – соблюдение условий договора, заключенного с жильцами одного или нескольких многоквартирных домов.

В противном случае, они могут обратиться с жалобой в государственные органы, что повлечет за собой ответственность управляющих организаций.

Куда обращаться при нарушениях?

При обнаружении нарушения для начала требуется составить заявление в управляющую компанию.

На бумаге требуется указать:

  • должностное лицо, которому она направляется;
  • ФИО заявителя (лучше, если она будет составлена коллективно);
  • текст обращения, указывающий на возникшую проблему;
  • пути её решения;
  • требование о приеме ряда действий;
  • дата составления;
  • подписи заявителей.

Заявление составляется в двух экземплярах, один направляется в УК, другой остается у заявителей (на нем должна стоять отметка о принятии на рассмотрение).

Если управляющие компании не дают ответа или не спешат предпринимать никаких действий, то составляется жалоба в инспекцию по жилищным делам или претензия в прокуратуру.

Если дело снова не было улажено в соответствующем порядке, то иск подается в суд. Судебная инстанция – последний орган, способный воздействовать на УК путем вынесения решения.

На видео о законодательстве по работе УК

Источник: http://77metrov.ru/zakon-ob-upravljajushhih-kompanijah-v-sfere-zhkh.html

Порядок выдачи лицензии УК на оказание ЖКХ-услуг

Порядок выдачи лицензии УК на оказание ЖКХ-услуг

Управляющие компании многоквартирных домов осуществляют широкий спектр работ по обслуживанию жилищного фонда. На организациях лежат многочисленные функции и обязанности. Чрезвычайно важно, чтобы жильцы доверяли, обслуживающим их компаниям в сфере ЖКХ.

Взять на себя обязанности по обслуживанию могут взять юридические или индивидуальные предприниматели. В 2018 году они должны выполнить определенные требования.

Процесс лицензирования управляющих компаний является главным критерием для работы в отрасли ЖКХ.

Выдавать лицензии и осуществлять контроль за добросовестным выполнением работ будут государственные инстанции жилищного надзора.

Также стоит выделить такие лицензионные требования, как:

  • регистрация и осуществление услуг исключительно в пределах России;
  • наличие аттестата о квалификации у руководителя компании;
  • отсутствие судимостей за преступления в экономической сфере;
  • открытый доступ к информации о предприятии в интернете и в офисе.

Стоит отметить, что компании, которым было отказано в лицензировании или данный документ был аннулирован в связи с нарушениями деятельности, не смогут  повторно претендовать на получение разрешения.

О чем гласит закон

Подготовка законопроекта о внесении инноваций в Жилищный кодекс РФ заняла довольно долго времени. Над документом трудилась команда специалистов в данной сфере. В итоге закон был принят и вступил в силу с начала сентября прошлого года.

Основной целью нововведения стало ужесточение контроля и повышение стандартов для организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда в отрасли ЖКХ. С начала 2018 года за пренебрежение требованиями и правилами осуществления деятельности предприятиям грозит ответственность в виде административного взыскания.

Согласно закону, управленческие компании обязаны оформить лицензии до мая 2018 года.

Область жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее проблемных сфер в государстве, поэтому принятие закона сопровождалось бурными обсуждениями и спорами, которые не утихают и после вступления документа в силу.

Нововведение, по мнению большинства, поможет устранить с рынка около 15% управляющих организаций, которые оказывают некачественные и недобросовестные услуги ЖКХ. Оставшиеся предприятия будут подвержены тщательным проверкам и строгому контролю.
Некоторые эксперты отмечают, что в законе есть множество прорех и недоработок.

Так бытует мнение, что изменения 2018 года приведут к повышению уровня коррупции в государстве. В то же время, стоит отметить, что выдачей лицензии будет заниматься специальная комиссия. Рекомендуемое количество участников этого исполнительного органа власти не более 20 человек.

От общего количества всего 30% будет принадлежать представителям государственной власти субъекта Российской Федерации, остальными членами комиссии станут представители саморегулирующих и некоммерческих организаций, а также общественных объединений.

Противники лицензирования в сфере ЖКХ 2018 года же настаивают на том, чтобы максимально уточнить перечень тех, кто имеет право стать участником комиссии по предоставлению лицензии.

Руководитель Комитета Госдумы по жилищной политике отмечает, что последствием лицензирования в секторе ЖКХ в 2018 году может стать причиной передал рынка и уничтожения конкуренции, а также ухода из сферы добросовестных управленческих компаний.

Порядок выдачи лицензий

Итак, главным критерием для компании, которая стремится к получению лицензии в области ЖКХ в 2018 году, является аттестация руководителя организации. Сотрудник обязан сдать экзамен, позволяющий определить уровень его квалификации.

Кроме руководителя, согласно закону, аттестацию могут пройти все желающие работники управляющего предприятия.
Всего существует 200 экзаменационных вопроса. Во время тестирования представлена только половина от данного количества. Перечень заданий для теста в 2018 году утверждался Министерством строительства и ЖКХ.

Чтобы получить квалификационный сертификат, необходимо дать правильные ответы на 86 вопросов.

https://www.youtube.com/watch?v=CEYK51SG85A

Срок действия аттестата составляет 5 лет. После чего можно пройти переподготовку и получить новое разрешение на осуществление управленческой деятельности в многоквартирных домах. Лицензии по закону не имеют срока давности. Однако разрешение на обслуживание привязано к перечню домов.

Огромным преимуществом является ведение реестра квалификационных аттестатов и выданных лицензий. Каждый желающий может в любое время зайти на интернет портал контролирующей организации и ознакомиться с претендентами на получение лицензии в 2018 году.

Собственники жилья не могут влиять на процедуру лицензирования, но общий доступ к списку заявителей позволит своевременно среагировать и расторгнуть договор с компанией, вызывающей подозрения.

Также альтернативным вариантом является изменение способа управления ЖКХ.

Прописанная на федеральном уровне процедура выдачи разрешений позволяет снизить риски мошенничества и конфликтов между управляющими организациями и собственниками квартир.

Контроль деятельности УК

Пренебрежение требованиями нового закона и осуществление управленческой деятельности без лицензии грозит нарушителям административным штрафом в размере 50-250 тысяч рублей. Также компанию могут отстранить от руководства домом, в отношении которого было совершено нарушение. Также в виде наказания может выступать дисквалификация на 3 года.

В случае, если собрание провести не удалось, дом выставят на конкурс.

Если организация недобросовестно выполняет свои обязательства и ее штрафуют более двух раз в течение года, она исключается из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что закон позволяет работать компании без лицензии, если жильцы дома на общем собрании, зная все нарушения предприятия, добровольно согласились продлить договор с этой организацией.

Лишить лицензии в 2018 году могут в результате судебного разбирательства. Иск имеет право подать представитель государственного органа жилищного надзора. Ходатайство в суд может подаваться, если в течение года управленческая компания потеряла более 15% жилого фонда.

Решение, принятое в судебном порядке, не поддается обжалованию, а предприятие навсегда лишается права осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Жилищные инспекции будут регулярно проводить контроль за соблюдением требований лицензии. В результате обнаружения ошибок организация может призываться к административной, гражданской и уголовной ответственности.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Источник: http://yurist-konsult.ru/zhkx/licenzii-upravlyayushhix-kompanij-zhkx.html

Общественный жилищный контроль или очередной обман и манипуляция чиновников

Общественный жилищный контроль или очередной обман и манипуляция чиновников1 июля 2014 года как-то не очень заметно для общественности чиновники придумали очередную манипуляцию и обман под названием «Общественный жилищный контроль»

Основными документами, определяющими порядок такого контроля, являются Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и .

Что же на самом деле может дать общественный жилищный контроль простым жильцам, то есть нам с Вами? Ровным счётом ничего полезного!!!

Данное законодательство носит декларативный характер, поскольку не проработано, отсутствуют какие-либо санкции в отношении чиновников и других лиц за невыполнения этого закона, и как обычно сами собственники жилья в этой мошеннической манипуляции играют самую последнюю и незначительную роль. Поэтому ответ на заданный вопрос очевиден – кроме возможности поиздеваться над управляющими компаниями этот, так называемый закон, ничего полезного нам не даёт.<\p>

Давайте разберём подробно этот обман и манипуляцию с общественным контролем.

Субъекты общественного жилищного контроля.

  1. Осуществлять контроль в тех формах, которые определены ФЗ-212.
  2. Организовывать мероприятия по общественному жилищному контролю и участвовать в них (что за мероприятия – не понятно; скорее всего, здесь дублируется пункт 1).
  3. Запрашивать у любого органа власти любого уровня и любой организации ЖКХ информацию в рамках осуществления жилищного контроля, кроме той, что является ограниченной законами (персональные данные, государственная тайна и т.п.).
  4. Посещать соответствующие органы власти и организации ЖКХ в соответствии с их административными регламентами и распорядком работы.
  5. Подготавливать и направлять в органы власти, организации ЖКХ, средства массовой информации документы по итогам осуществления жилищного контроля.
  6. В случаях нарушения прав и свобод граждан, интересов общественных и некоммерческих организаций направлять соответствующие материалы в органы прокуратуры и различным уполномоченным по правам человека.
  7. Обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, общественных и некоммерческих организаций.
  8. Пользоваться другими правами в соответствии с законодательством РФ.

И самое интересное:

  1. не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

Формы общественного контроля

  1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ – наблюдение за деятельностью организаций ЖКХ, органов власти и местного самоуправления.

  1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА – действия по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств по деятельности в области ЖКХ. Инициировать общественную проверку может любой субъект контроля, а значит и Совет МКД и любые «заинтересованные лица».

  • правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ,

  • правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива правления ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива,

  • правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ или правлением ТСЖ председателя правления такого товарищества,

  • правомерность избрания правлением ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива,

  • правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса,

  • правомерность утверждения условий этого договора и его заключения,

  • правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

  • правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

  • правомерность утверждения условий данных договоров;

  1. ОБШЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА – это анализ и проверка на соответствие требованиям законодательства документов и проектов документов по вопросам ЖКХ органов власти, местного самоуправления, организаций ЖКХ и т.п., а также проверка соблюдения законных прав граждан, общественных и некоммерческих организаций в области ЖКХ.

  1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ – публичное и открытое обсуждение общественно значимых вопросов ЖКХ, проектов решений органов власти и управления, организаций ЖКХ. В нем обязаны принимать участие представители указанных органов и организаций, а также граждане и общественные объединения, интересы которых затрагиваются. Обсуждение может быть организовано в средствах массовой информации или сети «Интернет» любым субъектом общественного контроля.

  1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ (публичные) СЛУШАНИЯ – собрание граждан, которое организует субъект общественного контроля или органы и местного самоуправления, организации ЖКХ и т.п., для обсуждения вопросов ЖКХ, имеющих особую общественную значимость. Обычно проводятся подвластными субъектами общественного контроля (общественными палатами и т.п.) в случаях, определенных законодательством.

Таким образом, различные государственные чиновники просто манипулируют и обманывают простых граждан.

По матриалам статьи на сайте “Вопросы ЖКХ”

Что дает общественный жилищный контроль жильцам?

Источник: https://a-podrezov.livejournal.com/41221.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.